Философы » Информация » В чем обязанность мудреца.

Информация, Фома Аквинский / В чем обязанность мудреца.

В чем обязанность мудреца.



Этот подход не столь смешон, как может показаться: Качество, которое отличает живых существ – это душа. Последующие количественные исследования не могут определить положение этой неуловимой сущности. Но не остается сомнений, что это понятие отражает какую-то часть нашего опыта. Наука поэтому отступает к более безопасному и надежному понятию "сознание". Но и оно сегодня ставится под вопрос: что такое сознание? Количественный подход сталкивается с трудностями при его определении, и, тем не менее, оно остается основой нашего опыта. Возможно, эта проблема будет решена только тогда, когда наука освоит качественный подход, применявшийся Аристотелем, Фомой Аквинским и средневековой философией.
"Божественная комедия" Данте содержит в себе целый мир Средневековья. Она дает нам пример почтения, которым наделялись Фома и Аристотель. О древнегреческом мастере говорится как о "il maestro di color che sanno" (учителе тех, кого мы знаем), а о Аквинате Данте упоминает как о "flamma benedetta" (огне божественной мудрости). Аристотель считается умнейшем из мужей, но только слово Аквината обладает божественным вдохновением.
"Конечная цель всякой вещи – та, которую имел в виду ее первый создатель и двигатель. Но первый устроитель и двигатель Вселенной – ум, как будет показано ниже. Следовательно, конечной целью Вселенной должно быть благо ума. Но благо ума – это истина. Следовательно, истина должна быть конечной целью всей Вселенной; и мудрость должна быть устремлена в первую очередь к ее рассмотрению. Именно поэтому божественная Мудрость, облекшаяся плотью, свидетельствует, что она пришла в мир, дабы явить истину, как сказано у Иоанна: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине" (Ин., 18:37). Но и Философ определяет первую философию как "знание истины"; не любой истины, но той, которая есть источник всякой истины, то есть относится к первоначалу бытия всех вещей; поэтому и истина его есть начало всякой истины, ибо расположение вещей в истине такое же, как и в бытии".
(Сумма против язычников, глава 1: "В чем обязанность мудреца" )