Информация, Давид Юм / Когда умер Юм

Когда умер Юм



Его здоровье постепенно ухудшалось, он начал терять вес. Распространился слух, что Юм при смерти, и многие люди захотели узнать о том, что этот великий атеист скажет на своем смертном ложе. Прибыл Босвелл и обнаружил, что Юм "стал тощим, страшным, землистого цвета". Трудно понять, является ли последнее замечание неточным или глубоким. Но когда Босвелл спросил Юма, верит ли тот в возможность загробной жизни, он ответил: "Это также возможно, как то, что уголь, положенный в огонь, не загорится".

После продолжительной болезни Юм умер – 25 августа 1776 года (не причащаясь). Довольно большая толпа собралась у его дома, чтобы посмотреть на похороны "атеиста"; он был не таким уж непопулярным среди обычных людей, его не любила только церковь. И в отличие от грядущих великих философов, его философия осталась находящей отклик у других поколений. Но есть одно "но". Читая философские труды Юма, мы понимаем, что думаем мы так же, но живем по-другому и знаем об этом. Может быть, философия того времени права, а мы – нет?

Информация, Давид Юм / Идеи Юма

Идеи Юма



Но во многих других отношениях идеи Юма находятся в соответствии с уровнем развития XX века. "Взяв в руки любую книгу, например, по религии или школьной метафизике, спросите: содержатся ли в ней какие-то теоретические размышления относительно количества или числа? Нет. Содержит ли она какие-либо экспериментальные суждения, касающиеся фактов и существования? Нет. Тогда предайте эту книгу огню, потому что в ней нет ничего кроме софистики и иллюзии". Или: "Мир – это не что иное, как идея слепой природы, пронизанной великим принципом жизни, текущей куда-то и не знающей родительских чувств по отношению к своим искалеченным детям". Такие мнения были редкостью в середине ХVIII века.

Постепенно физическое состояние и образ жизни Юма начали давать о себе знать. Он заболел, и для его лечения пригласили двух хирургов. Один за другим они обследовали пальцами его массивный живот и пришли к единому выводу, что он страдает опухолью печени. Так как Юм был скептиком и предпочитал убедиться во всем самостоятельно, он сам исследовал свой живот и действительно обнаружил опухоль "величиной с яйцо, плоскую и круглую".

Информация, Давид Юм / Юм переписывал свою Историю

Юм переписывал свою Историю



В 1769 году Юм вернулся в Англию, чтобы жить в Эдинбурге. К этому моменту он был огромен – "самая толстая среди свиней Эпикура", согласно Гиббону (который и сам был не худым). Юм продолжал много работать, переписывал свою "Историю" и философские работы, писал эссе. Также он создал на редкость объективную и вместе с тем уклончивую биографию. Возможно, он не хотел давать лишний повод своим врагам, которых было много. Для консерваторов – церкви, ортодоксальных ученых и так далее – он оставался анафемой. С другой стороны, анонимный памфлет под названием "Характер... описанный им самим", который определенно посвящен ему и почти наверняка написан им, содержит глубокие озарения по поводу его личности: "Очень хороший человек, постоянной целью которого было причинение неприятностей". "Энтузиаст без религии, философ, отчаявшийся найти истину". "Свободный от вульгарных предрассудков и полный своих собственных".

Теперь Юм был известным почтенным джентльменом в Эдинбурге. Он наслаждался трапезами в компании друзей, ставших известными как "Едоки". Но он продолжал также обсуждать свои идеи с коллегами-интеллектуалами, например, со своим постоянным другом Адамом Смитом, философом и обществоведом, основателем политэкономии. Юм и Смит разделяли многие идеи относительно развития общества, предполагается, что Юм повлиял на теорию Смита о "невидимой руке" конкуренции, которая управляет его (общества) интересами. Эта рука, формировавшая историю XX века, кажется, протянулась и в ХХI-й, с его борьбой за ограниченные ресурсы. Впрочем, ни Смит, ни Юм не несут ответственность за ограниченность сегодняшней экономики. Они жили на заре эры новых возможностей, казавшихся тогда безграничными, той эры, над которой сегодня заходит Солнце.

Информация, Давид Юм / Свой успех в обществе, Юм

Свой успех в обществе, Юм



В 1763 году Юм был назначен секретарем британского посла во Франции. Война, которую так успешно вели генералы вроде Сент-Клера и командира гарнизона в Л'Ориенте, постепенно была прекращена из соображений неразумности. Место в Париже было для Юма огромной удачей. Теперь его считали английским Вольтером и принимали в высшем обществе. Посол быстро понял, что присутствие его секретаря в салонах гораздо лучше поддерживает интересы Британии, чем что-либо другое, и посоветовал ему как можно больше бывать в общественных местах.

К этому времени Юм выглядел довольно неважно. Его лицо было толстым и красным, он много ел и пил, был тучен и неуклюж. Но он обладал блестящим интеллектом и остроумием. Французы никогда не видели ничего подобного. Для них элегантность и остроумие были синонимами. Юм был непохож на остальных – они считали это истинной британской эксцентричностью. Из-за своих необычайных размеров он был освобожден от необходимости кланяться при дворе, а после одного несчастного случая – и от обязательного правила идти спиной к выходу. Юм был представлен королю и всем членам его семьи, даже самым маленьким внукам, каждый из которых выучил маленькую речь в честь "м'сье Йум" и хотел прочитать "Историю Англии".

Несмотря на свой успех в обществе, Юм не был счастливым человеком. Где-то глубоко внутри прятал он свои эмоции. Ему нравилось женское общество, сам он говорил о себе как о "галантном мужчине, не оскорбляющем чувства мужей и любовников". Но оказываемое ему почтение заставляло его срывать маску. Когда он встречал красивую и умную женщину, которая демонстрировала ему свою заинтересованность в нем как в мужчине, он сразу пускался в авантюру.

Информация, Давид Юм / "История Англии" Юма

"История Англии" Юма



В результате своей работы у Сент-Клера, Юм воочию увидел, как делается история. Вдохновленный этим открытием, он сделал еще одну попытку заняться историей Англии. На этот раз он начал ее с вторжения Юлия Цезаря в 55 году до н.э. и закончил Славной революцией 1688 года. Наконец в 1762 году он завершил этот труд, описывая век за год, тем же самым темпом, которым шел Гиббон, автор книги "История упадка и разрушения Римской империи", опубликованной четыре года спустя. По рейтингу произведение Юма уступало только работе Гиббона, но продавалось значительно большим тиражом и оставалось бестселлером почти в течение века (пока "История" Маколея не затмила его).

"История Англии" Юма – одно из первых произведений, которое расширило сферу истории, включив в нее культурные и научные особенности изучаемого периода. Так как Юм отказался от многих предрассудков своего времени, его работу тут же объявили изобилующей предрассудками. Комментарии Юма по культуре кажутся довольно честными. Он говорит, что поэты предыдущих веков создали "гениальные монументы, извращенные дурным вкусом, но никто не превзошел Драйдена ... как по величине своего таланта, так и по неумению его применить". А его философские идеи часто стремятся произвести хороший эффект: "Ньютон сбросил покров тайн с некоторых загадок природы и в то же время показал несостоятельность механистической философии; он, следовательно, оставил тайны природы еще более загадочными, каковыми они обречены быть всегда".

Через год после опубликования "Истории Англии" Юм был удостоен чести занесения всех своих работ в список книг, запрещенных католической церковью. В прежние века такое признание во многом было эквивалентно Нобелевской премии. В список входили выдающиеся литературные, научные и гуманитарные достижения; лишь слегка разбавленные трудами шарлатанов или писателей среднего уровня.

Информация, Давид Юм / Юм классифицирует моральные качества

Юм классифицирует моральные качества



Некоторым людям нелегко понять, как философ-солипсист, изучивший понятия причины и следствия, длительности и представления о телах, мог заниматься моральной философией. Но в вопросах этики Юм во многом отказывался от мыслей эмпирика, которые развивал в "Исследовании". Он все же пытался приблизить свою этику к структуре своего эмпиризма. Так, страсти, которые наблюдаются в других людях, являются впечатлениями. Сострадание, с другой стороны, является идеей, но если оно будет достаточно сильным и жизненным, оно может стать впечатлением. Как можно было ожидать от человека с таким темпераментом, его философия морали является очень человечной. Сострадание, или сочувствие, является для него основой всех моральных качеств. Оно приносит как личную пользу, так и выгоду обществу.

Юм классифицирует моральные качества согласно их полезности или одобрению – со стороны индивида и со стороны общества. Эти идеи были развиты на основе демократического либерализма Локка, который уделял главное внимание общественному договору, гарантирующему гражданам равные права перед законом. Идеалы Юма оказали влияние на утилитаристов ХIХ века, таких как Бентам и Милль, воплотивших его принцип в формуле "максимальное счастье для максимального числа людей". Но в этом стремлении к счастью для большинства заложено внутреннее противоречие. Кто тот козел отпущения, которого необходимо казнить, чтобы всем остальным стало лучше? Сведение общественной морали к воле большинства приводит к тому, что меньшинство остается на положении дискриминированных.

В 1752 году Юм стал хранителем Библиотеки адвокатов в Эдинбурге. Это не слишком утомительное занятие дало ему возможность писать больше философских эссе по различным вопросам. Эссе в те времена было последней тенденцией в литературной моде. Хотя Юм был не таким блестящим стилистом, как Аддисон или Стил, идеи его были более глубоки. Темы его эссе были разными, начиная от политики и стандартов общественного вкуса, трагедий и брака, до полигамии и стоицизма. Его эссе по экономическим вопросам содержали много идей, важных для этой формирующейся науки. А эссе о чудесах и самоубийстве вызвали сенсацию, когда, наконец, были опубликованы.

Информация, Давид Юм / Чтобы заняться философией

Чтобы заняться философией



Юм быстро восстановился после своего "фантастического путешествия" и стал объектом юмора в компании. Сам он относился к этому серьезнее: "Вы считаете, что философия является средством против безумия? Организация моего мозга была повреждена, и я был так же безумен, как любой заключенный Бедлама". Кажется, что он все прекрасно понимал и боялся своего скрытого недуга. И мы можем только догадываться о воздействии, которое недуг оказал на его интеллектуальную деятельность, хотя остается загадкой, почему такой последовательный атеист все же боялся дьявола, ада и проклятия. Можно также лишь предполагать, сколько подобных эпизодов его жизни не были документально подтверждены. На многие важные вопросы так и не будет найдено ответа.

Генерал Сент-Клер и его секретарь со временем привели миссию к успешному завершению, проехав через всю Европу и не достигнув ничего (обычно именно достижения приводят к проблемам). Юм решил, что с него хватит. Потратив время на обучение безумца и работу секретарем у генерала, он решил, что теперь достаточно квалифицирован , чтобы заняться философией. Первую часть своего трактата он переделал и назвал "Исследование о человеческом разумении", и именно эта работа обеспечила ему известность в Европе. Последнюю часть он назвал "Исследование о принципах морали", сам он ошибочно считал ее своей лучшей работой.